Адаптация к детскому саду

Практически у каждой мамочки есть дни, часы, минуты, когда сердце разрывается от жалости к своему маленькому котенку. Один из таких моментов — отправление малыша в ясли или группу детского сада.

Умом все понимаешь: надо выходить на работу, ребенку необходимо участие в социальной жизни, малыш нуждается в общении со сверстниками и т. д., но материнской душе же не прикажешь: «Успокойся, мамуля, все будет хорошо». Слезы из глаз, хоть к психотерапевту иди.

Уважаемые мамочки, не удивляйтесь, но абсолютное большинство деток привыкает к садику, находят в нем друзей и с удоволь­ствием учатся новому на занятиях. Однако каждому малышу нужно время, чтобы приспособиться к изменившимся условиям, и период адаптации у каждого ребенка индивидуален. Один справится с нервишками за несколько недель, а другому потребуются месяцы.

Процесс привыкания протекает сложнее у деток, которые сильно зависимы от мамы, у малышей с возбудимой нервной системой. Легче адаптируются в садике детки, имеющие опыт общения с разными возрастными категориями детей и взрослых, из многодетных семей, в которых ребенок не является объектом гиперопеки.

Как пишут детские психологи Монина и Лютова, при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение месяца, аппетит достигает обычного уровня к концу первой недели, а сон налаживается за 1-2 недели, острых заболеваний не возникает. В случае затрудненной адаптации в течение целого месяца настроение малыша может быть неустойчивым, сон и аппетит вос­станавливаются через 20-40 дней.

При тяжелой адаптации грубо нарушаются сон, аппетит и настроение ребенка, могут мучить кошмары. Ребенок может «уйти в болезнь» (обычно мамы жалуются: «Три дня в саду, две недели на больничном!»), отстаивать потребность быть дома с мамой. Если на фоне «садовского стресса» малыш начинает длительно и тяжело болеть, обязательно проконсультируйтесь с детским психоло­гом, психиатром или неврологом.

Чтобы успешно приспособиться к новым условиям, прежде всего, ребенок должен дорасти до выхода в общество: научиться самостоятельно есть, одеваться, проситься в туалет и пользоваться горшком, уметь выразить свои потребности. Воспитательница, конечно, поможет несмышленышу покушать, на горшочек сесть, но в группе много деток, не всегда помощь педагога приходит вовремя. А если малыш вполне самостоятелен, у него меньше поводов для расстройств.

Одним из важнейших условий хорошей адаптации ребенка в саду является тесный контакт родителей и воспитателей. До прихода малыша в группу необходимо побеседовать с педагогами, рассказать о своем ребенке. Узнайте, не ожидается ли приход в один день нескольких новых детей.

Привыкание ребенка к садику должно быть постепенным: сначала приходить только на прогулку, потом на 1 -2 часа в группу, затем на несколько часов подряд. По договоренности с воспитателем в первые дни родитель может присутствовать в группе вместе с ребенком (раньше договориться о совместном посещении было проблемой, но сегодня многие руководители дошкольных учреждений практикуют такой подход). Пусть это будет всего полчаса-час, потом мама и воспитанник уходят домой, но за это время полезно установить теплый контакт между взрослыми, чтобы малыш видел: мама симпатизирует новой тете, та вовсе не страшная, хоть и незнакомая.

Самое страшное для ребенка фантазия о том, что за ним не придут, он будет разлучен со своими родителями. Поэтому, даже рассердившись, не говорите: «Оставлю тебя здесь, если будешь себя плохо вести» и т. п. У малыша не должно быть сомнений, он должен знать, что родители им дорожат, обязательно заберут из сада, скучают по нему, когда уходят на работу. Выражайте свою радость при встрече с ребенком после дня, проведенного порознь. Похвалите его за то, что он провел это время в садике.

Если ребенок робеет, не хочет отпустить свою маму, попросите воспитателя выходить к вам и встречать малыша доброй улыбкой на пороге группы, приветливыми словами. Это поможет отвлечь его от грустных мыслей при разлуке, а воспитатель станет более близким. Не уходите потихоньку — дайте знать, что вы уходите; дома придумайте и прорепетируйте вместе с малышом занятный способ прощания (особые объятия, рукопожатие, поцелуй).

Готовя кроху к детскому саду, расскажите ему о садике, но не сочиняйте, информация не должна быть приукрашенной. Постарайтесь описать позитивные моменты: там есть игрушки, каких дома нет; там детки танцуют и поют песни, рисуют; в садике проводят интересные, веселые праздники; все детки выходят погулять на улицу, там хорошие песочницы.

Чтобы ребенок почувствовал себя увереннее в новой ситуации, знал, как себя вести, используйте игру. Взяв игрушки, разыграйте предстоящее событие: «Наша кукла Ляля пойдет в детский садик. Иди, Ляля, сюда, поздоровайся. У тебя будет свой шкафчик для одежды (покажем его). Кушать ты будешь за столом с другими детками (усаживаем за столик к другим куклам, мишкам, зайчикам), спать в кроватке. У тебя будут друзья. Потом мама придет за тобой». Такой же вариант разыграйте с самим ребенком: «Покажи, как ты поздороваешься в группе, как будешь есть, спать».

Чтобы ребенку было не так одиноко в новой обстановке, он чувствовал себя спокойнее, можно дать ему с собой какой-нибудь предмет, который проложит нить между домом и садом: любимую игрушку, книжку или какую-нибудь вещь, принадлежащую маме (например, платочек). Забрав ребенка из садика, поинтересуйтесь, как прошел его день. «Допрашивайте» малыша не сразу, а после веселой прогулки до дома. Если малыш расскажет, что его кто-то обидел, огорчил, не надо тут же объяснять ему, как надо было поступить. Выслушайте и примите переживания ребенка, отразив его чувства в словах: «Похоже, тебе было очень обидно, когда девочки (мальчики) не приняли тебя в игру, ты рассердился (-ась) на них». Закончите беседу о прошедшем дне, сфокусировав внимание на позитивных моментах (понравилась запеканка, слепили на прогулке снежную бабу, научились рисовать звездочку и т. п.).

Что еще очень нужно новичку, так это спокойствие и уравновешенность мамочки. Сохранять их в первые дни ох как нелегко, когда чувствуешь себя предательницей-«кукушкой». Но, приняв решение, будьте последовательны, вы ведь не в жертву людоедам отдали свое дитя и вполне понимаете, что ему необходимо научиться строить отношения вне семьи, в коллективе. Оставьте воспитателю номера всех телефонов, по которым с вами можно будет быстро связаться.

Постарайтесь уладить или «спрятать» от ребенка конфликты в семье: они могут сделать малыша еще более неуверенным в новой обстановке или, наоборот, слишком агрессивным. В острый период адаптации старайтесь быть естественной, но почаще целуйте ребенка, будьте нежны с ним. Как можно реже ругайте его и уж, конечно, не «наказывайте» его угрозами оставить в садике навсегда, забирайте вовремя. По дороге домой позволяйте малышу проехаться на руках. Расспрашивайте, обсуждайте подробности пережитого дня, переключайте внимание на знакомые приятные вещи. Даже сытый новичок дома может начать ужинать за двоих. Во всяком случае, ма­ленькая сладкая пилюлька будет желанной наградой после трудного дня. Но т.к. нервная система новичка испытывает большую нагрузку, не заваливайте его новыми игрушками, не водите в цирк, отложите ремонт. Лучше прогуляйтесь по парку, сходите к бабушке, почитайте книжку.

Поделиться: